От Diligent-59
К Григорий
Дата 12.08.2015 18:15:58
Рубрики Курск;

Re: Трагическая дата

> С техническими ляпами, но все по полочкам:
http://www.fontanka.ru/2015/08/12/034/.

Б. Кузнецов много сделал, чтобы хотя бы часть добытых следствием материалов о гибели экипажа и К-141 были опубликованы.
И в чем-то с ним можно согласиться. Но большинство его выводов не подтверждаются другими свидетельствами. Например:

«– И они жили ещё больше двух суток!».
Здесь все точно.

«– Я убеждён, что первый взрыв произошёл без разгерметизации лодки».
С моей точки зрения, совершенно мимо цели.

«– В 11 часов 9 минут гидроакустик "Петра Великого", старший лейтенант Андрей Лавренюк, обнаруживает подводную лодку, ведущую гидроакустический поиск. То есть лодка пытается определить местонахождение цели. Он записывает это в акустический журнал. В это время "Курск" ещё цел и, как мы понимаем, готовится к стрельбе. Возможно, той самой торпедой».
Еще раз мимо цели.

«– На американских торпедах MK48, о которых говорится в этой версии, установлена головка акустического наведения. То есть – на шумы. Самое шумное место у корабля – винты. Торпеда попала бы в хвостовую часть "Курска"».
Адвока не имеет представления об активном режиме самонаведения и телеуправлении.

Взглянем на произошедшие события в другой версии и с акцентом на некоторые детали.
12.08.2000. 08:00. «Курск» занял назначенный ему район условный боевых действий.
8:35. По данным целеуказания, полученным с другой ПЛ К-141 «Курск» нанес условный ракетный удар полным боезапасом КР «Гранит» по НК «противника».
8:51. РДО на КП СФ.
9:00-10:00. К-141 следует к восточной кромке района.
10:00–10:05. Снижена мощность ГЭУ. Уменьшение хода с 11 до 6 узлов. Гидроакустики К-141 обнаружили шумы винтов рыболовных траулеров, сделав на ленте 7В-1 запись: «Ц № 2 гррт».
10:08. К-141 ближе к юго-восточному углу своего района всплыла под перископ.
10:12. К-141 начала совершать циркуляцию, ложась на курс 320 гр. – на северо-запад.
Ориентировочно 10:30. ОБК выходит за границы соседнего РБД Б-414. Б-414 отстрелявшись тремя двухторпедными залпами «с 10:30 и далее» всплыв в НП в юго-восточном углу района ищет свои торпеды. ( http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/61/61178.htm). Следующий район занимала К-141.
10:30-11:10 (даже ориентировочно время не известно). Командир К-141, если верить И.Спасскому: « … успел сообщить, что экипаж не может произвести учебную стрельбу. Потом связь с лодкой оборвалась» ( http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/14/14026.htm).
11:10. ОБК точно по графику пересекает границу РБД К-141. Никакой задержки участники тех учений не помнят (ин-я от первоисточников). Между соседними РБД не более 70 кбт (по тому же Б. Кузнецову). При ходе 12 уз. ордер спокойно мог преодолеть указанную дистанцию за 40 мин. Акустики НК получают приказ перевести ГАК в режим ШП.
Ориентировочно 11:05-11:10. На К-141 происходит событие, приводящее к объявлению аварийной тревоги. Возможно, в результате этого события в т.ч. происходит отказ/заклинивание НГР левого борта. Команда: «Осмотреться в отсеках». В 11:15 в журнале ПУ ГЭУ появляется запись: «11:15. Осмотрел АВ при помощи МТК-110. Замечаний нет». По причине задымленности отсеков л/с включается в ШДА. Лодка в это время идет на перископной глубине с выдвинутыми ПМУ (АФУ) по варианту № 4 (ведении РР и РТР). Обычно на учениях ведение РТР требуется меньше всего, но «Зона» была поднята. Этот вариант подъема ПМУ к всплытию в ходе торпедной атаки отношения не имеет.
Ориентировочно 11:18-11:20. Акустики одного из НК обнаруживают многократные посылки гидролокатора на чужой частоте (ин-я от первоисточника, время – по В.Коржавину). Работу этого гидролокатора фиксируют и на других НК – согласно В.Коржавину на него были взяты пеленги, позволившие определить дистанцию – 70 кбт к югу от К-141 ( http://vpk-news.ru/articles/17053). На БПК Чабаненко начали готовиться к отражению атаки подводной лодки.
Ориентировочно 11:20-11:25. Лодка начинает терять продольную остойчивость. Команда: «Приготовиться покинуть корабль». НСЧ уже не до ведения ВЖ ЦП, он в 3-м отс. на посту СПС собирает в переносной ящик свои секреты. С этим ящиком на коленях он так и погибнет ( http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/20/20306.htm). При разборе завалов кого-то из экипажа найдут с ключом от сейфа в руках (фамилия не называлась). Из 1-го и 2-го отс. л/с отступает в 3-й и далее. В 4-м начинают надевать СГП. Попытка аварийного всплытия – щиты крыши мостика опущены.
11:28. Первый взрыв. Сейсмостанциями он будет оценен как эквивалент 100-200 кг ТНТ. Но этот взрыв произошел внутри ПК и для л/с К-141 был катастрофичным. Совершенно точно было замечено в одном из давних обсуждений темы: «… первое событие должно было быть КАТОСТРОФИЧЕСКИМ!» ( http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/61/61101.htm). Оно и было катастрофическим. Ударная волна выводит из строй матчасть (ПМУ так и останутся в выдвинутом положении) и л/с 2-го (кто не успел отступить) и 3-го отс. Еще один точно подмеченный момент: «Судя по телам, в 3-м тоже сразу все потеряли сознание во время первого взрыва» (там же: http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/61/61101.htm).
ВременнОй промежуток между обнаружением посылок гидролокатора и взрывом (около 10 мин) и дистанция до источника (порядка 70 кбт) решительно наводят на размышления.
В результате 1-го взрыва из подволочной части 1-го отс. вырван фрагмент прочного корпуса площадью 8-9 кв.м. Он будет обнаружен в 330 м за срезом винтов погибшей лодки. (Кузнецов считает, что разгерметизации ПК не произошло). Этот фрагмент сначала примут за ограждение рубки чужой ПЛ ( http://www.1tv.ru/news/social/139728), а в некоторых сообщениях считающие себя близкими к «теме» люди даже назовут его «крышами» (волнорезными щитами) ракетных шахт (контейнеров), сорванными первым "акустическим феноменом" ( http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/3/3057.htm).
В носовой оконечности разорваны все 3 перемычки ВВД. Выходящий воздух ассоциируется у акустиков ПВ с ревом двигателей реактивного самолета, идущего на взлет.
Взрыв, резкий дифферент на нос и врывающаяся через открытые захлопки вентиляции вода вынуждают большинство оставшихся в живых в 4-м – 5-бис отс. к отступлению. Если говорить прямо – к бегству. Прошу прощения у автора, но его свидетельства наиболее точно вписываются в картину событий: «… в четвертом уже до второго взрыва успели выполнить часть мероприятий по БЗЖ при поступлении воды» (там же: http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/61/61101.htm).
11:30. Второй катастрофичный взрыв в 1-м отс. Почти на дне. К этому времени пройдена дистанция около 400 м. К моменту взрыва 1-й отс. ПОЛНОСТЬЮ затоплен. Затоплена как минимум и часть 2-го. Вода поступает в 3-й. Судя по разбросу обломков на дне основная часть энергии 2-го взрыва ушла вправо по ходу лодки. Этот второй взрыв губит тех, кто находился в отс. с 4-го по 5-бис.
Крейсер ПВ вздрагивает так, что акустики опасаются за сохранность подкильной антенны ГАК. При этом на НК охранения, следующих в 30 кбт позади ПВ, ударной волны взрыва не ощущают.
Удар носом под острым, порядка 15 гр., углом о скальное основание дна Баренцева моря (толщина осадочных пород в районе Мурманской банки была всего 2 м). Лодка скользит по дну гася инерцию хода и оставляя после себя борозду вспаханного грунта длиной около 200 м. После чего останавливается с дифферентом на нос.
11:58. Л/с 6 – 8 отс. переходят в 9-й.
Ориентировочно 12:30. Учения свернуты. Комфлота вертолетом убывает с корабля управления.
Ориентировочно 14:30. Президент меняет свой рабочий график и собирает совещание силовых министров.
Ориентировочно 17:00. Президент отправляется в неожиданный отпуск, вопрос о необходимости которого «решился в последний момент» ( http://kommersant.ru/doc/155570).
14.08.2000, 00:30. «Курск» обнаружен с «Рудницкого» по сигналам сработавшей МГС-30. Дату и примерное время обнаружения К-141 силами ПСС СФ я высказывал ранее в качестве версии, теперь имею четкое подтверждение этому от одного из первоисточников.
Если у кого есть что добавить, с благодарностью приму правки.

С уважением,
Diligent-59.

От Mopnex
К Diligent-59 (12.08.2015 18:15:58)
Дата 13.08.2015 00:41:33

Re: Трагическая дата

>> С техническими ляпами, но все по полочкам:
>
http://www.fontanka.ru/2015/08/12/034/.

>Б. Кузнецов много сделал, чтобы хотя бы часть добытых следствием материалов о гибели экипажа и К-141 были опубликованы.
>И в чем-то с ним можно согласиться. Но большинство его выводов не подтверждаются другими свидетельствами. Например:

>«– И они жили ещё больше двух суток!».
>Здесь все точно.

>«– Я убеждён, что первый взрыв произошёл без разгерметизации лодки».
>С моей точки зрения, совершенно мимо цели.

>«– В 11 часов 9 минут гидроакустик "Петра Великого", старший лейтенант Андрей Лавренюк, обнаруживает подводную лодку, ведущую гидроакустический поиск. То есть лодка пытается определить местонахождение цели. Он записывает это в акустический журнал. В это время "Курск" ещё цел и, как мы понимаем, готовится к стрельбе. Возможно, той самой торпедой».
>Еще раз мимо цели.

>«– На американских торпедах MK48, о которых говорится в этой версии, установлена головка акустического наведения. То есть – на шумы. Самое шумное место у корабля – винты. Торпеда попала бы в хвостовую часть "Курска"».
>Адвока не имеет представления об активном режиме самонаведения и телеуправлении.

>Взглянем на произошедшие события в другой версии и с акцентом на некоторые детали.
>12.08.2000. 08:00. «Курск» занял назначенный ему район условный боевых действий.
>8:35. По данным целеуказания, полученным с другой ПЛ К-141 «Курск» нанес условный ракетный удар полным боезапасом КР «Гранит» по НК «противника».
>8:51. РДО на КП СФ.
>9:00-10:00. К-141 следует к восточной кромке района.
>10:00–10:05. Снижена мощность ГЭУ. Уменьшение хода с 11 до 6 узлов. Гидроакустики К-141 обнаружили шумы винтов рыболовных траулеров, сделав на ленте 7В-1 запись: «Ц № 2 гррт».
>10:08. К-141 ближе к юго-восточному углу своего района всплыла под перископ.
>10:12. К-141 начала совершать циркуляцию, ложась на курс 320 гр. – на северо-запад.
>Ориентировочно 10:30. ОБК выходит за границы соседнего РБД Б-414. Б-414 отстрелявшись тремя двухторпедными залпами «с 10:30 и далее» всплыв в НП в юго-восточном углу района ищет свои торпеды. ( http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/61/61178.htm). Следующий район занимала К-141.
>10:30-11:10 (даже ориентировочно время не известно). Командир К-141, если верить И.Спасскому: « … успел сообщить, что экипаж не может произвести учебную стрельбу. Потом связь с лодкой оборвалась» ( http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/14/14026.htm).
>11:10. ОБК точно по графику пересекает границу РБД К-141. Никакой задержки участники тех учений не помнят (ин-я от первоисточников). Между соседними РБД не более 70 кбт (по тому же Б. Кузнецову). При ходе 12 уз. ордер спокойно мог преодолеть указанную дистанцию за 40 мин. Акустики НК получают приказ перевести ГАК в режим ШП.
>Ориентировочно 11:05-11:10. На К-141 происходит событие, приводящее к объявлению аварийной тревоги. Возможно, в результате этого события в т.ч. происходит отказ/заклинивание НГР левого борта. Команда: «Осмотреться в отсеках». В 11:15 в журнале ПУ ГЭУ появляется запись: «11:15. Осмотрел АВ при помощи МТК-110. Замечаний нет». По причине задымленности отсеков л/с включается в ШДА. Лодка в это время идет на перископной глубине с выдвинутыми ПМУ (АФУ) по варианту № 4 (ведении РР и РТР). Обычно на учениях ведение РТР требуется меньше всего, но «Зона» была поднята. Этот вариант подъема ПМУ к всплытию в ходе торпедной атаки отношения не имеет.
>Ориентировочно 11:18-11:20. Акустики одного из НК обнаруживают многократные посылки гидролокатора на чужой частоте (ин-я от первоисточника, время – по В.Коржавину). Работу этого гидролокатора фиксируют и на других НК – согласно В.Коржавину на него были взяты пеленги, позволившие определить дистанцию – 70 кбт к югу от К-141 ( http://vpk-news.ru/articles/17053). На БПК Чабаненко начали готовиться к отражению атаки подводной лодки.
>Ориентировочно 11:20-11:25. Лодка начинает терять продольную остойчивость. Команда: «Приготовиться покинуть корабль». НСЧ уже не до ведения ВЖ ЦП, он в 3-м отс. на посту СПС собирает в переносной ящик свои секреты. С этим ящиком на коленях он так и погибнет ( http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/20/20306.htm). При разборе завалов кого-то из экипажа найдут с ключом от сейфа в руках (фамилия не называлась). Из 1-го и 2-го отс. л/с отступает в 3-й и далее. В 4-м начинают надевать СГП. Попытка аварийного всплытия – щиты крыши мостика опущены.
>11:28. Первый взрыв. Сейсмостанциями он будет оценен как эквивалент 100-200 кг ТНТ. Но этот взрыв произошел внутри ПК и для л/с К-141 был катастрофичным. Совершенно точно было замечено в одном из давних обсуждений темы: «… первое событие должно было быть КАТОСТРОФИЧЕСКИМ!» ( http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/61/61101.htm). Оно и было катастрофическим. Ударная волна выводит из строй матчасть (ПМУ так и останутся в выдвинутом положении) и л/с 2-го (кто не успел отступить) и 3-го отс. Еще один точно подмеченный момент: «Судя по телам, в 3-м тоже сразу все потеряли сознание во время первого взрыва» (там же: http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/61/61101.htm).
>ВременнОй промежуток между обнаружением посылок гидролокатора и взрывом (около 10 мин) и дистанция до источника (порядка 70 кбт) решительно наводят на размышления.
>В результате 1-го взрыва из подволочной части 1-го отс. вырван фрагмент прочного корпуса площадью 8-9 кв.м. Он будет обнаружен в 330 м за срезом винтов погибшей лодки. (Кузнецов считает, что разгерметизации ПК не произошло). Этот фрагмент сначала примут за ограждение рубки чужой ПЛ ( http://www.1tv.ru/news/social/139728), а в некоторых сообщениях считающие себя близкими к «теме» люди даже назовут его «крышами» (волнорезными щитами) ракетных шахт (контейнеров), сорванными первым "акустическим феноменом" ( http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/3/3057.htm).
>В носовой оконечности разорваны все 3 перемычки ВВД. Выходящий воздух ассоциируется у акустиков ПВ с ревом двигателей реактивного самолета, идущего на взлет.
>Взрыв, резкий дифферент на нос и врывающаяся через открытые захлопки вентиляции вода вынуждают большинство оставшихся в живых в 4-м – 5-бис отс. к отступлению. Если говорить прямо – к бегству. Прошу прощения у автора, но его свидетельства наиболее точно вписываются в картину событий: «… в четвертом уже до второго взрыва успели выполнить часть мероприятий по БЗЖ при поступлении воды» (там же: http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/61/61101.htm).
>11:30. Второй катастрофичный взрыв в 1-м отс. Почти на дне. К этому времени пройдена дистанция около 400 м. К моменту взрыва 1-й отс. ПОЛНОСТЬЮ затоплен. Затоплена как минимум и часть 2-го. Вода поступает в 3-й. Судя по разбросу обломков на дне основная часть энергии 2-го взрыва ушла вправо по ходу лодки. Этот второй взрыв губит тех, кто находился в отс. с 4-го по 5-бис.
>Крейсер ПВ вздрагивает так, что акустики опасаются за сохранность подкильной антенны ГАК. При этом на НК охранения, следующих в 30 кбт позади ПВ, ударной волны взрыва не ощущают.
>Удар носом под острым, порядка 15 гр., углом о скальное основание дна Баренцева моря (толщина осадочных пород в районе Мурманской банки была всего 2 м). Лодка скользит по дну гася инерцию хода и оставляя после себя борозду вспаханного грунта длиной около 200 м. После чего останавливается с дифферентом на нос.
>11:58. Л/с 6 – 8 отс. переходят в 9-й.
>Ориентировочно 12:30. Учения свернуты. Комфлота вертолетом убывает с корабля управления.
>Ориентировочно 14:30. Президент меняет свой рабочий график и собирает совещание силовых министров.
>Ориентировочно 17:00. Президент отправляется в неожиданный отпуск, вопрос о необходимости которого «решился в последний момент» ( http://kommersant.ru/doc/155570).
>14.08.2000, 00:30. «Курск» обнаружен с «Рудницкого» по сигналам сработавшей МГС-30. Дату и примерное время обнаружения К-141 силами ПСС СФ я высказывал ранее в качестве версии, теперь имею четкое подтверждение этому от одного из первоисточников.
>Если у кого есть что добавить, с благодарностью приму правки.

>С уважением,
>Diligent-59.

В ссылках надо удалять скобки

С уважением

От Diligent-59
К Mopnex (13.08.2015 00:41:33)
Дата 13.08.2015 19:32:53

Re: Трагическая дата

>В ссылках надо удалять скобки

>С уважением

Извиняюсь. Заметил это только после отправки.
В отсутствие функции исправления сделать ничего не могу.
Но все ссылки действующие.

С уважением,
Diligent-59.

От gugol
К Diligent-59 (13.08.2015 19:32:53)
Дата 13.08.2015 20:38:16

Re: Трагическая дата

>>В ссылках надо удалять скобки
>
>>С уважением
>
>Извиняюсь. Заметил это только после отправки.
>В отсутствие функции исправления сделать ничего не могу.
>Но все ссылки действующие.

>С уважением,
>Diligent-59.

В одной из ссылок увидел вопрос о том, почему один из спасательных плотов находился в 4-м отсеке? Не увидел там ответа на этот вопрос. Так у носовой переборки 4-го был трап и вход в камеру ВИПС, а из ВИПС уже наружу. Правда протащить плот через эту камеру задача ещё та. Но продукты мы именно через нее загружали.
И если готовилась эвакуация личного состава, то скопление людей возле носовой переборки 4-го тогда вполне объяснимо. Только тогда их, по идее, должно было быть больше на первом настиле.

От Diligent-59
К gugol (13.08.2015 20:38:16)
Дата 14.08.2015 18:00:36

Re: Трагическая дата

>В одной из ссылок увидел вопрос о том, почему один из спасательных плотов находился в 4-м отсеке? Не увидел там ответа на этот вопрос. Так у носовой переборки 4-го был трап и вход в камеру ВИПС, а из ВИПС уже наружу. Правда протащить плот через эту камеру задача ещё та. Но продукты мы именно через нее загружали.
>И если готовилась эвакуация личного состава, то скопление людей возле носовой переборки 4-го тогда вполне объяснимо. Только тогда их, по идее, должно было быть больше на первом настиле.

Здравствуйте.
Это вы правильно подметили, я уже про плот подзабыл за давностью лет.
Но в целом что-то внятное могут пояснить или построить версию только люди из временного экипажа. Тем более, что через столько лет они по закону уже носителями секретов не являются. Нужно ведь четко знать кого, где и в каком положении нашли. Мне известны лишь общие данные по нахождению людей в момент их гибели: 1 отс. – 0 (по расписанию 5 + 2 прикомандированных), 2 отс. – 4 (31 + 5 из штаба); 3 отс. – 49 (24), в т.ч. командир и механик; 4 отс. – 22 (12); 5 отс. – 15 (11); 5 бис – 2 (4); 6 отс. – 0 (5); 7 отс. – 0 (8); 8 отс. – 0 (8); 9 отс. – 23 (3). Троих не нашли. Точность цифр по носовому блоку отсеков оцениваю ± 2.
После 1-го взрыва кто был в 4-м бросились в корму. Сообщалось, что когда их накрыла ударная волна от 2 взрыва они так и легли как домино друг на друга головой в сторону переходного люка в 5-й. А он, если правильно помню, как раз на 1-м настиле. Знаю, что Ф-2 нашли возле переборки с 5-м.
Высказывалось мнение (напр. С. Какурин-старший – отец погибшего С.Какурина, тоже подводник), что у ПЛ при попытке аварийного всплытия над водой смогли появиться только часть рубки и винты. Носовые ЦГБ были порваны и дифферент был весьма порядочный. Косвенно дифферент подтверждает фрагмент прочного корпуса, вырванный взрывом из 1-го отсека – он не задел ограждения рубки, и был отброшен не строго вверх, а судя по всему вперед по ходу ПЛ, метров на 50.
Промежуток времени между командой к приготовлению покидания корабля и взрывами мне сложно предугадать. Видимо, небольшой. На форуме было много споров вокруг причин разгерметизации носового кольца вентиляции. Все вспоминали о необходимости объединения объемов отсеков при торпедной стрельбе. Забыли про другой вариант – необходимо было вывести людей из 1-го и 2-го отс., сравняв для этого давление. Раз кольцо было разгерметизировано целиком, значит это было сделано с ПУ ОКС. Т.е. еще до 1-го взрыва. После 1-го взрыва во 2-м все системы уже не функционировали. Из 1-го л/с вышел задраив дверь на кремальеру, а вот во 2-м дверь из ЦП в ЗКП была еще открыта. Видимо, все перейти еще не успели.
С уважением,
Diligent-59

От gugol
К Diligent-59 (14.08.2015 18:00:36)
Дата 14.08.2015 20:01:13

Re: Трагическая дата

>>В одной из ссылок увидел вопрос о том, почему один из спасательных плотов находился в 4-м отсеке? Не увидел там ответа на этот вопрос. Так у носовой переборки 4-го был трап и вход в камеру ВИПС, а из ВИПС уже наружу. Правда протащить плот через эту камеру задача ещё та. Но продукты мы именно через нее загружали.
>>И если готовилась эвакуация личного состава, то скопление людей возле носовой переборки 4-го тогда вполне объяснимо. Только тогда их, по идее, должно было быть больше на первом настиле.
>
>Здравствуйте.
>Это вы правильно подметили, я уже про плот подзабыл за давностью лет.
>Но в целом что-то внятное могут пояснить или построить версию только люди из временного экипажа. Тем более, что через столько лет они по закону уже носителями секретов не являются. Нужно ведь четко знать кого, где и в каком положении нашли. Мне известны лишь общие данные по нахождению людей в момент их гибели: 1 отс. – 0 (по расписанию 5 + 2 прикомандированных), 2 отс. – 4 (31 + 5 из штаба); 3 отс. – 49 (24), в т.ч. командир и механик; 4 отс. – 22 (12); 5 отс. – 15 (11); 5 бис – 2 (4); 6 отс. – 0 (5); 7 отс. – 0 (8); 8 отс. – 0 (8); 9 отс. – 23 (3). Троих не нашли. Точность цифр по носовому блоку отсеков оцениваю ± 2.
>После 1-го взрыва кто был в 4-м бросились в корму. Сообщалось, что когда их накрыла ударная волна от 2 взрыва они так и легли как домино друг на друга головой в сторону переходного люка в 5-й. А он, если правильно помню, как раз на 1-м настиле. Знаю, что Ф-2 нашли возле переборки с 5-м.
>Высказывалось мнение (напр. С. Какурин-старший – отец погибшего С.Какурина, тоже подводник), что у ПЛ при попытке аварийного всплытия над водой смогли появиться только часть рубки и винты. Носовые ЦГБ были порваны и дифферент был весьма порядочный. Косвенно дифферент подтверждает фрагмент прочного корпуса, вырванный взрывом из 1-го отсека – он не задел ограждения рубки, и был отброшен не строго вверх, а судя по всему вперед по ходу ПЛ, метров на 50.
>Промежуток времени между командой к приготовлению покидания корабля и взрывами мне сложно предугадать. Видимо, небольшой. На форуме было много споров вокруг причин разгерметизации носового кольца вентиляции. Все вспоминали о необходимости объединения объемов отсеков при торпедной стрельбе. Забыли про другой вариант – необходимо было вывести людей из 1-го и 2-го отс., сравняв для этого давление. Раз кольцо было разгерметизировано целиком, значит это было сделано с ПУ ОКС. Т.е. еще до 1-го взрыва. После 1-го взрыва во 2-м все системы уже не функционировали. Из 1-го л/с вышел задраив дверь на кремальеру, а вот во 2-м дверь из ЦП в ЗКП была еще открыта. Видимо, все перейти еще не успели.
>С уважением,
>Diligent-59
Между 4-м и 5-м было два люка. 1-й на втором настиле. Примерно в том же месте, что и люк между 3-м и 4-м отсеком. А вторая переборочная дверь была со стороны 4-го в зоне отдыха (3-й настил), а со стороны пятого - пульт ГЭУ. Причем из зоны отдыха до этого люка было довольно тяжело дотянуться. Зачем там был люк - загадка природы...

От Diligent-59
К gugol (14.08.2015 20:01:13)
Дата 16.08.2015 19:52:15

Re: Трагическая дата

> Между 4-м и 5-м было два люка. 1-й на втором настиле. Примерно в том же месте, что и люк между 3-м и 4-м отсеком. А вторая переборочная дверь была со стороны 4-го в зоне отдыха (3-й настил), а со стороны пятого - пульт ГЭУ. Причем из зоны отдыха до этого люка было довольно тяжело дотянуться. Зачем там был люк - загадка природы...

Да, Вы правы, конечно, я просто подзабыл.
Но этим люком (у зоны отдыха) кто-то воспользовался. Он не был задраен на кремальеру (представители Рубина крайне этим возмущались), и ударная волна 2 взрыва его распахнула, выломав защелку.
Скорее всего, 1 взрыв привел к срабатыванию аварийной защиты реакторов. После срабатывания защиты управленцы отследили, что реакторы заглушены, но на всякий случай в дополнение к автоматике перевели все тумблеры в положение, соответствующее заглушенным реакторам, вручную дожав их.
После этого они попытались покинуть пульт. Возможно, за оставшиеся до 2-го взрыва нескольких десятков секунд они открыли дверь в 4-й отс., но уловив ситуацию тут же ее закрыли и воспользовались вторым выходом с пульта, постаравшись добраться до 2-го настила 5-го отсека, где расположена переборочная дверь в 5-бис отс. Первый из них успел добраться до трапа на 2-й настил. У последнего колени еще были на пороге управленческой выгородки.
Кстати, КДД находился не на пульте, а в 6-м отс. В моем понимании (пусть спецы поправят), уход КДД с пульта ГЭУ, где он должен был находиться с объявлением боевой тревоги, также указывает на объявление аварийной тревоги.

От gugol
К Diligent-59 (16.08.2015 19:52:15)
Дата 16.08.2015 20:20:39

Re: Трагическая дата

>> Между 4-м и 5-м было два люка. 1-й на втором настиле. Примерно в том же месте, что и люк между 3-м и 4-м отсеком. А вторая переборочная дверь была со стороны 4-го в зоне отдыха (3-й настил), а со стороны пятого - пульт ГЭУ. Причем из зоны отдыха до этого люка было довольно тяжело дотянуться. Зачем там был люк - загадка природы...
>
>Да, Вы правы, конечно, я просто подзабыл.
>Но этим люком (у зоны отдыха) кто-то воспользовался. Он не был задраен на кремальеру (представители Рубина крайне этим возмущались), и ударная волна 2 взрыва его распахнула, выломав защелку.
>Скорее всего, 1 взрыв привел к срабатыванию аварийной защиты реакторов. После срабатывания защиты управленцы отследили, что реакторы заглушены, но на всякий случай в дополнение к автоматике перевели все тумблеры в положение, соответствующее заглушенным реакторам, вручную дожав их.
>После этого они попытались покинуть пульт. Возможно, за оставшиеся до 2-го взрыва нескольких десятков секунд они открыли дверь в 4-й отс., но уловив ситуацию тут же ее закрыли и воспользовались вторым выходом с пульта, постаравшись добраться до 2-го настила 5-го отсека, где расположена переборочная дверь в 5-бис отс. Первый из них успел добраться до трапа на 2-й настил. У последнего колени еще были на пороге управленческой выгородки.
>Кстати, КДД находился не на пульте, а в 6-м отс. В моем понимании (пусть спецы поправят), уход КДД с пульта ГЭУ, где он должен был находиться с объявлением боевой тревоги, также указывает на объявление аварийной тревоги.

Точно помню, что все переборочные двери вплоть до 4-го отсека открывались в сторону носа. А вот дальше... Ну люкс я.
Буквально возле люка между 4-м и 5-м на втором настиле находился пост вахтенного отсека. Помню кто-то из управленцев, воспользовавшись люком между зоной отдыха и пультом ГЭУ здорово разыграли нашего замполита, Игоря Борисовича (Царева, Царикова - не помню точно фамилию). Замполит распекал за что-то вахтенного, а управленец проходил в пятый. Борисыч попросил позвать КГДУ, а тот, нырнув в пятый, через некоторое время опять возникнул со стороны четвертого с сообщением, что он обошел всю лодку, но КГДУ не нашел.

От Diligent-59
К gugol (16.08.2015 20:20:39)
Дата 17.08.2015 21:45:41

Re: Трагическая дата

>Точно помню, что все переборочные двери вплоть до 4-го отсека открывались в сторону носа. А вот дальше...

М.б. на разных заказах были свои нюансы (ниже - схема от Рубина).


Схем по другим отсекам у меня нет, исхожу из анализа доступной информации. «Дверь в пост ГЭУ в 5-м отсеке была открыта вовнутрь, а ее защелка разрушена» - вице-адмирал М. Барсков, «Хроника поиска истины».
Конечно, одному свидетельству верить сложно. Тем более, если это следователи ГВП или члены правительственной комиссии. И те и другие любили следовать примеру адмирала Нельсона – тот, когда не хотел что-то видеть прикладывал подзорную трубу к выбитому глазу. Но есть частное свидетельство представителя Рубина, работавшего на лодке после ее подъема: «Как можно во время стрельб не закрывать переборочные люки? Один из которых ведет в пульт ГЭУ??? Это значит что любая неприятность - и все, пипец, пульт ГЭУ мертв. Лодка тонет». Здесь речь идет именно о переборочной двери, наверное, из 4-го отс.
С уважением,
Diligent-59

От gugol
К Diligent-59 (17.08.2015 21:45:41)
Дата 18.08.2015 20:33:28

Re: Трагическая дата

Вот уж правда:"Никогда не говори никогда".
Видать сказывается то, что чаще всего между 2-м и 3-м я проходил через дверь на первом настиле.
Дверь между 2-м и 3-м на втором настиле имела небольшую особенность. Если смотреть со стороны 3-го отсека, то рукоятка кремальеры была под левую руку и так как она упиралась в ограждение чего-то там, то заводчане отрезали кусок рукоятки сантиметров 20 и приварили этот кусок под углом вниз. Вероятно они это сделали для того, чтобы люк не упирался в рукоятку. Так что схема, увы мне склеротику, правильная.