От Сергей
К All
Дата 19.04.2013 20:07:38
Рубрики WWI;

Делал выписки для себя. Просматривается интересные аналогии...

«Главной обязанностью военного флота является ежеминутная готовность к нанесению удара по врагу, а это может быть достигнуто только при концентрации кораблей, несомненной боевой ценности, абсолютно не обремененных устаревшими единицами"[262].»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«По всем морям планеты на берегах британских колоний были разбросаны многочисленные морские станции, на которые базировалось несметное число изолированных друг от друга маленьких канонерских лодок, старинных шлюпов, отслуживших свой срок крейсеров 2-го, 3-го и т. д. классов, которые были заняты исключительно "показом флага" и выполнением необременительных полицейских функций. Эта система распределения сил флота восходила еще к тем временам, когда отсутствовал беспроволочный телеграф и запрос о вмешательстве кораблей военного флота в случае возникновения такой необходимости мог идти много дней. Такой порядок вещей устраивал чиновников из Форин Оффис и в особенности дочек британских консулов, с которыми изнывающие от безделья морские офицеры играли в теннис и танцевали. Иногда эти корабли и их команды использовались для оказания помощи местному населению в случае землетрясений или других стихийных бедствий.
Однако для военных целей они были совершенно непригодны. Мало того, что на содержание допотопного флота уходила уйма денег. В случае столкновения с сильной морской державой все эти суденышки сразу же стали бы добычей вражеского крейсера, который уничтожил бы их без всякого ущерба для себя. Они даже не смогли бы избежать своей участи по причине недостаточной скорости хода. Офицеры и матросы устаревших канонерских лодок постепенно утрачивали свою квалификацию, не имея возможности тренироваться с современными видами[…]»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«также отрабатывать совместные маневры кораблей во время плавания в составе эскадры.
По инициативе Фишера большинство отслуживших свой срок кораблей и устаревшая система базирования были ликвидированы. Эту меру Фишер назвал "наполеоновской по своей смелости и кромвелевской по своей тщательности": "…мы вернули домой около 160 военных судов, которые были не в состоянии ни сражаться, ни удирать, и офицеры с которых стреляли фазанов на китайских реках и распивали чаи с британскими консулами, Что эти консулы писали! Как бесновался Форин Оффис!"[263].
Многие сослуживцы Фишера были недовольны чрезмерной поспешностью, с которой осуществлялась реформа. Сидней Фримантл, служивший в то время командиром флагманского броненосца британской эскадры в китайских водах, вспоминал об этих событиях следующее: "Фишер был приверженцем, как он выражался, "смелого росчерка пера", скорее всего потому, что коренная реформа, и он это предвидел, вызовет неистовый протест со стороны многих ведомств — военно-морского, дипломатического и коммерческого. Таким образом, он не предупредил Ноэля (адмирал Джерард Ноэль — командующий английским флотом в китайских водах — Д. Л.) о том, что готовится, и в один прекрасный день пришла телеграмма с приказом в кратчайшие сроки разоружить и распродать все шлюпы и канонерские лодки. Некоторые из них были распроданы прямо на местах их стоянки в отдаленных портах или бухтах, остальные собрали в Гонконге[…]»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«да, что означало полное разоружение, снятие имущества, такелажа, двигателей и передачу их под надзор нескольких китайцев. Офицеры и матросы при первой же возможности были отправлены на родину для укомплектования современных кораблей, находившихся в постройке…В кратчайшие сроки около 25 судов были списаны и распроданы, а еще 15 или около того разоружены и поставлены в резерв в бухте Гонконга…Еще многие месяцы гонконгские кули щеголяли в матросских ботинках и бушлатах"[264].
Аналогичную картину можно было наблюдать на всех отдаленных военно-морских станциях. Лишь несколько канонерских лодок сохранили для выполнения полицейских функций на реках Китая и у западного побережья Африки. Подавляющее большинство малых военных судов было отозвано с заграничных станций, разоружено и продано на слом. Уже к 1 декабря 1904 г. эта мера позволила сэкономить 40 000 ф. ст. и высвободить около 7 000 обученных матросов и офицеров[265].
Однако политика "разоружения", проводившаяся Фишером, не исчерпывалась сокращением заморских эскадр британского флота. Следующий удар был нанесен по военным судам так называемого "докового резерва". По количеству эти корабли составляли значительную часть действующего флота, но на деле подавляющее большинство из них могло послужить только в качестве музейных экспонатов. Это были разнотипные броненосцы "эпохи проб и ошибок" 60—70-х гг. прошлого века, с замысловатыми[…]»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.


«докового резерва" имелись даже деревянные корабли с полной парусной оснасткой и такелажем, защищенные накладной бортовой "броней", которую снаряды современных нарезных орудий могли прошить с такой же легкостью, как если бы эти плиты были деревянными. К перечисленным "боевым единицам" следует прибавить целую армаду маленьких и совершенно бесполезных в силу своей устарелости шлюпов и канонерских лодок.
Первый морской лорд приказал немедленно вычеркнуть все корабли "докового резерва" из списков действующего флота. По его распоряжению под сокращение попали все эскадренные броненосцы со сроком службы большим, чем у двух кораблей типа "Нил", спущенных на воду в 1887 г. Было также решено прекратить работы по доделке строящихся броненосных крейсеров, проектная скорость которых не превышала 25,5 узлов. Такая радикальная политика "экономии средств" вызвала ожесточенное сопротивление не только со стороны некоторых адмиралов и офицеров, но и в дипломатическом ведомстве, поддержанном представителями финансовых кругов, ведущих активную торговую и предпринимательскую деятельность в колониях. Впоследствии даже создали специальную комиссию для расследования деятельности Фишера в данной области.
Но, несмотря на все препоны, Фишеру удалось "списать" в общей сложности 154 корабля[266]. Из них 90 были квалифицированы, как "совершенно бесполезные", полностью разоружены и проданы на слом. Из оставшихся 64, 37 разоружили и поставили в резерв, для использования их в»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«случае войны в качестве тральщиков или минных заградителей. И, наконец, 27 судов зачислили в так называемый "материальный резерв". Ремонту они не подлежали и деньги на их содержание не отпускались. В дальнейшем ежегодно создаваемая комиссия должна была производить ревизию кораблей "материального резерва", результатом которой становились очередные сокращения их численности.
Реформа оказала благотворное влияние на повышение боеготовности британского флота. Акватории военных портов Англии были очищены от большого количества устаревших кораблей. Значительно сократились расходы на содержание флота. По подсчетам профессора Мардера экономия только на ремонте устаревших судов составила 845 тыс. ф. ст. ежегодно[267]. Малокалиберные пушки, снятые с канонерских лодок, частично были использованы для укрепления береговой обороны, а частично переданы в учебные подразделения для тренировки курсантов и матросов[268]. Но самым главным итогом было высвобождение значительного количества обученных офицеров, старшин и матросов. За счет полученного резерва удалось осуществить другую реформу — внедрение системы неполных экипажей на кораблях резервного флота.
По старой системе, существовавшей до реформ Фишера, организация британского флота включала следующие подразделения. В число кораблей 1-й линии в составе действующего флота входили новейшие боевые единицы с полными экипажами матросов и офицеров по комплекту военного времени. Они подразделялись на флоты и эскадры и находи»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«находились в состоянии боевой готовности. Корабли 2-й линии делились на "флот резерва" и "доковый резерв". В "доковом резерве" числились устаревшие суда, полностью утратившие свою боевую ценность и не принимавшие участия даже в ежегодных больших маневрах. Как уже говорилось, "доковый резерв" Фишер практически ликвидировал.
Однако существовавшая система нуждалась в дальнейшем совершенствовании. Вполне еще новые и боеспособные корабли флота резерва ржавели у причальных стенок. После 1889 г. военно-морское ведомство испытывало хроническую нехватку обученного персонала для поддержания этих кораблей на должном уровне боеготовности. Все пополнения поглощались укомплектовкой новейших кораблей действующего флота. До реформы на кораблях резерва оставлялось всего по нескольку человек "для присмотра". И лишь на короткий срок, во время ежегодных больших маневров, они укомплектовывались командами из резервистов по комплекту военного времени и выходили в море. Эта эскадра представляла собой жалкое зрелище. Команды были плохо обучены и не имели опыта совместного плавания и обращения с судовыми механизмами.
Большинство кораблей, едва выйдя в море, вынуждены были возвращаться назад из-за частых поломок. Так, например, во время больших маневров 1903 г. только два корабля из состава флота резерва смогли выполнить все требуемые эволюции и выдержать без серьезных аварий до конца учений[269].
Имея в своем распоряжении резерв обученных офицеров»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«и матросов со списанных устаревших кораблей заграничных эскадр, Фишер получил возможность в корне изменить систему комплектования кораблей 2-й линии. По распоряжению первого морского лорда для всех кораблей резерва были сформированы так называемые "неполные экипажи", составлявшие примерно 2/5 численности комплекта военного времени[270]. В состав "неполного экипажа входили офицеры и старшины основных специальностей. Такого количества людей было достаточно, чтобы держать военный корабль в состоянии высокой боевой готовности.»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«Ни для кого не секрет, что решающее влияние на то, насколько успешно военный флот сможет выдержать длительную войну, оказывает моральный дух и настроения господствующие на "нижних палубах". Работе с рядовым составом флота Фишер всегда придавал большое значение. На рубеже веков в матросской среде британского флота росло недовольство. Не устраивали условия проживания, низкое жалованье, ограниченные возможности продвижения по службе»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«Еще в 1902 г. Фишер в одном из писем к Селборну указывал на необходимость принятия срочных мер: "За последние годы матрос сильно изменился, но я боюсь, что многие наши старшие офицеры этого еще не осознали. У них в гораздо большей степени развито чувство справедливости и стремление к ней, они склонны более критически оценивать профессиональные качества тех, кто поставлен над ними…но лично мне кажется, что именно благодаря этому дисциплину на флоте можно будет поддерживать гораздо легче"[303]
В 1903 г., благодаря настойчивости Фишера, сотни уорент-офицеров были произведены в лейтенанты, старшинам было значительно увеличено жалованье. Несмотря на сокращения военно-морского бюджета, Фишер, став первым морским лордом, изыскал средства для того, чтобы предпринять дальнейшие шаги в этом направлении. В 1905 г. вступило в силу постановление о выплате единовременного денежного пособия матросам, увольняемым с действительной службы. Эта мера в значительной степени способствовала снижению недовольства в матросской среде.»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«Подход Фишера к поддержанию дисциплины на флоте можно проиллюстрировать тем, что в 1907 г. в Адмиралтействе было принято решение о смягчении наказаний, применяемых на флоте. В октябре 1909 г. началось строительство военных тюрем в трех главных базах военно-морского флота. С этого времени морские офицеры, виновные в совершении каких-либо преступлений, больше не направлялись для отбывания срока в гражданские тюрьмы. Теперь»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«морской флот имел собственные тюрьмы. Заключенные в них были обязаны носить морскую форму, заниматься строевой и физической подготовкой, а также выполнять различные принудительные работы[306].»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«Против политики же сокращения устаревших судов высказались значительная часть британской прессы и многие морские офицеры. Отдаленные военно-морские станции оказались лишенными значительного числа кораблей, выполнявших полицейские функции, что, по мнению оппонентов, способствовало падению престижа Великобритании. Некоторые адмиралы пытались утверждать, что корабли, отправленные Фишером на слом, могли бы обеспечить эффективную защиту морских торговых путей в случае войны. На флоте выражали также недовольство тем, что уменьшение численности корабельного состава флота сократило число независимых командных должностей для млад»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«В "эру Фишера" заседания Совета Адмиралтейства стали очень редкими. Первый морской лорд взял за правило общаться со своими подчиненными индивидуально, с глазу на глаз. Принимаемые решения были его решениями, проводимая политика была его политикой, то, что можно было сделать немедленно, делалось немедленно, и даже еще быстрее. Как и всякий жесткий администратор, Фишер "тянул" за собой весь персонал военно-морского ведомства, и как всякого жесткого администратора, аутсайдеры третировали его как "автократа" и "деспота". Строго говоря, в таких отношениях между начальником и подчиненными в британском Адмиралтействе не было ничего нового. За сто лет, предшествовавших "эре Фишера", можно найти немало примеров автократичного правления того или иного первого морского лорда. Другое дело, что эта власть действовала как консервативная сила, а не преобразовательная.
Противники Фишера часто бросали ему упрек в чрезмерной торопливости[326]. Можно с уверенностью заявить, что "торопливость" адмирала в проведении его реформ имела под собой более чем серьезные основания. Фишер прекрасно отдавал себе отчет, что срок пребывания его в Адмиралтействе ограничен шестилетним периодом, и он, естественно, стремился успеть сделать как можно больше. Особенно эта "торопливость" была нужна при форсировании строительства дредноутов и линейных крейсеров. Начав гонку морских вооружений с новой точки отсчета, для Великобритании было жизненно важным с первых же шагов получить достаточную»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«В деятельности Фишера на посту первого морского лорда нет примеров, когда бы он попытался аргументированно переубедить своих оппонентов, постараться обратить их в свою веру, сделать так, чтобы они умерили свою критику. Его непоколебимая вера в себя и непогрешимость своих суждений могла сравниться разве что только с его презрением к способностям и аргументам противников. "Никогда не пускайся в объяснения", — один из любимых девизов Фишера.
Близкие друзья и единомышленники адмирала неоднократно пытались указать ему самым деликатным образом на недопустимость и крайнюю нежелательность третирования старших офицеров и превращения их в противников администрации. Виконт Эшер писал первому морскому лорду: "В такой стране, как наша, где правит дискуссия, великого человека никогда не вешают. Он вешается сам. Поэтому прошу Вас быть Макиавелли и играть на деликатном инструменте общественного мнения пальцами, а не ногами, каково бы ни было искушение прибегнуть к последнему… Во время войны это проходит, поскольку во время войны нужен Человек. В мирное время за спиной Человека нужна Партия… Ни один англичанин не должен стать "врагом" сэра Джона Фишера. Каждый англичанин должен быть его лейтенантом. А это уже будет зависеть от самого Первого морского лорда"[327].»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«Я собираюсь награждать людей пинками, если они будут пинать меня!" — таков был ответ Фишера[328]. Результаты были самые плачевные. Методы Фишера продолжали плодить врагов и справа, и слева. Старый адмирал воспринимал это как должное. И много лет спустя, будучи уже в отставке и имея возможность оглянуться назад и переосмыслить все по-новому, он не пожалел ни о чем. "Нельсон был бойцом, а не администратором и усыпителем змей — вот таким и должен быть Первый лорд"[329]. Борьба стала настоящей, навязчивой идеей адмирала. Фишеру очень нравилась эпитафия, однажды увиденная им на могиле какого-то капитана нельсоновских времен: "Смерть нашла его сражающимся".
По давней многолетней традиции британский военно-морской флот справедливо рассматривался как "Великий Немой". В военно-морском ведомстве было не принято "выносить сор из избы" и делать адмиралтейские дрязги достоянием гласности и предметом публичных обсуждений. Еще недавно журналист уходил совершенно счастливым, если после двухчасового сидения в коридорах Адмиралтейства ему удавалось взять интервью у какого-нибудь капитана 3-го ранга. Теперь все изменилось в корне. Первый морской лорд, под свою ответственность, лично снабжал журналистскую братию из дружественной прессы "боеприпасами" (выражение Фишера) для поддержки своей политики. Дж. А. Спендер дал яркое описание того, как адмирал "лелеял прессу". "Он оделял обеими руками каждого из[…]»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«Туидмаут, за время пребывания на должности морского министра, так и не смог для себя решить, кто же вносил больше смуты на флоте, Фишер или Бересфорд. Адмирал Розлин Уэстер-Уэмисс, тогда еще беспристрастный наблюдатель, писал своей жене в апреле 1906 г.: "Лорд Туидмаут показался мне в высшей степени приятным человеком, но я пришел к выводу, что он разрывается между фишеровцами и антифишеровцами и, не будучи профессионалом, так и не пришел ни к какому окончательному выводу для себя"[334].
Многие морские офицеры — современники Фишера — обвиняли первого морского лорда в установлении тотального шпионажа и слежки на военном флоте. Адмирал действительно получал информацию о флотах и эскадрах не только из официальных источников, т. е. от их командующих. На многих кораблях и соединениях у первого морского лорда были "свои люди", как правило, из младших офицеров, которые имели с ним неофициальную переписку и информировали о речах и настроениях плавсостава,
О настроениях, царивших в кают-компаниях Средиземноморского флота, Фишер извещал капитан 1-го ранга Реджинальд Бэкон, комадовавший одним из кораблей в эскадре Бересфорда. О Бэконе уже неоднократно шла речь в нашем повествовании. Фишер считал его "одним из умнейших офицеров на флоте". Бэкон был одним из тех, кто стоял у истоков британского подводного флота, работал в составе[…]»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«назначен первым командиром знаменитого корабля. Этот исключительно одаренный "технарь" был всецело предан Фишеру и его делу и безгранично верил в него. Весной 1906 г., когда Бэкон попал под начало Бересфорда, Фишер попросил своего любимца писать ему о том, что там происходит. Результатом стали 6 или 7 писем на имя Фишера с информацией о настроениях Бересфорда и его окружения, получивших впоследствии название "писем Бэкона".
Основываясь на этой информации, Фишер неоднократно жаловался морскому министру на "беспрецедентное поведение Бересфорда, которое наносит ущерб авторитету Адмиралтейства и дискредитирует его политику"[335]. Система поощрения конфиденциальных рапортов младших офицеров на своих непосредственных начальников продолжала разрастаться. Слухи о шпионаже на флоте и неких "письмах Бэкона" начали циркулировать в офицерской среде примерно с осени 1907 г. Но настоящий взрыв последовал два года спустя. Фишер, в поисках дополнительного "компромата" на Бересфорда, приказал отпечатать письма Бэкона в нескольких экземплярах в машинописном виде и, не спросив согласия автора, пустил по рукам с тем, чтобы с ними могли ознакомиться "верные" офицеры. Весной 1909 г. часть писем попала в руки сторонников Бересфорда и была опубликована. В донесении, полученном 17 ноября 1909 г., русский военно-морской атташе в Лондоне Л. Б. Кербер сообщал о громадном скандале, который разразился в связи с публикацией писем[336[…]»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«В своих мемуарах, увидевших свет в 1940 г., Бэкон попытался неуклюже оправдать свой поступок: "…Это было на пользу флоту и мне самому — докладывать по просьбе Адмиралтейства сэру Джону Фишеру о слабых местах, выявлявшихся во время плавания. Ни в одном из них (писем — Д. Л.) не было ни слова критики в адрес вышестоящих или младших офицеров эскадры, за единственным исключением… я не упомянул ни одного из их имен"[337].
И в армии и на флоте во все времена быстрое продвижение некоторых офицеров по служебной лестнице зачастую становилось результатом "особых интересов": семейных и родственных связей, политических соображений и проч. В "эру Фишера" фаворитство было возведено в ранг полуофициальной политики. В оправдание Фишера можно только оказать, что в большинстве случаев его протеже были обязаны карьерой своим способностям и заслугам. Первый морской лорд терпеть не мог "дураков", "ослов" и "круглых идиотов". Однако после 1905 г. залогом успешной карьеры и критерием отбора претендентов на ключевые посты все чаще становилась личная преданность первому морскому лорду. В "эру Фишера" в администрации Адмиралтейства произошло существенное "омоложение" кадров. Зачастую назначение молодых офицеров осуществлялось через голову претендовавших на ту или иную должность в силу более длительной выслуги лет и в порядке очередности, а зачастую и более старших по званию[…]»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.
«В числе "шакалов Фишера", как их называли сторонники»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«Бересфорда, неизменно числились Перси Скотт, Джон Джеллико, Реджинальд Бэкон, Генри Оливер, Чарльз Мэдден, Герберт Ричмонд и Генри Джексон. Это были самые выдающиеся пловцы в "пруду Фишера". К 1914 г. все они, кроме Скотта и Бэкона, уже занимали важнейшие посты в системе военно-морского командования. Сразу после начала войны Джеллико стал главнокомандующим военно-морскими силами в водах метрополии. Ричмонд, командовавший "Дредноутом" после Бэкона, дослужился до вице-адмирала, стал выдающимся военно-морским теоретиком и историком. Многие его труды по истории британского флота считаются классическими. Генри Оливер — одаренный стратег — возглавлял отдел военно-морской разведки, затем— генеральный морской штаб. Успешно продвигался по службе Чарльз Мэдден, ставший в конце 20-х гг. первым морским лордом.
Что касается тех, кто пытался противодействовать реформам Фишера или критиковать их, с ними первый морской лорд обошелся сурово. Существо политики Фишера по отношению к "военной оппозиции", пожалуй, лучше всех передал Уинстон Черчилль в своем "Мировом кризисе: "Осуществляя далеко идущие преобразования, он создал себе яростную оппозицию на флоте, а его методы, которыми он так гордился, только вызвали горькое озлобление, на которое он отвечал тем же. Он дал понять, более того, прямо провозгласил, что офицеры, в каком бы высоком звании они ни были, если станут противодействовать его политике, распрощаются со своей[…]»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«Тогда же, в ноябре 1907 г., произошел еще один "военно-морской скандал", прогремевший на всю страну и ставший знаменитым под названием "дело Бересфорда — Скотта". Контр-адмирал Перси Скотт, самый авторитетный эксперт по морской артиллерии на британском флоте, в октябре 1907 г. был назначен командующим 1-й эскадрой крейсеров в составе Флота Ла-Манша[356]. Адмирал Скотт был добросовестным служакой, помешанным на артиллерийском деле и известным как сторонник реформ Фишера. В начале ноября Флот Ла-Манша приступил к проведению артиллерийских стрельб. Однако 4 ноября Бересфорд прекратил маневры и»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«отдал приказ по флоту о чистке и покраске кораблей для подготовки к грандиозному смотру на рейде Спитхеда. 11 ноября предстоял визит Вильгельма II, который изъявил желание осмотреть корабли.
Крейсерская эскадра отрабатывала стрельбы по особой программе, разработанной Скоттом, и приказ Бересфорда привел его в крайнее раздражение. Когда с крейсера "Роксборо" запросили, следует ли им продолжать учения, Скотт велел просигналить: "Кажется покраска у нас важнее, чем артподготовка, поэтому вам лучше заняться приведением себя в порядок, чтобы выглядеть прилично к 8-му сего месяца"[357].
Сигнал был принят на виду у всей эскадры. Когда Бересфорду доложили об этом, он приказал младшему флагману немедленно прибыть на его корабль. В присутствии офицеров штаба флота командующий заявил Скотту, что его сигнал "огорчительно вульгарен, оскорбителен по своему тону, нарушает субординацию по характеру и лишен приличия". Скотт, "бледный как стенка", выслушал тираду Бересфорда молча. Высказавшись, Бересфорд велел младшему флагману отправляться обратно. Командующий также приказал вычеркнуть запись сигнала из судовых журналов "Роксборо" и "Гуд Хоупа".
Бересфорду не следовало раздувать скандал с Перси Скоттом, тем более что германский император отказался от посещения кораблей флота из-за плохой погоды. Однако лорд Чарльз решил этого дела так просто не оставлять и направил в Адмиралтейство рапорт, в котором, в частности,»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«писал: "Я полагаю, что после такого публичного оскорбления моего авторитета перед всем флотом под моим командованием, контр-адмирал сэр Перси Скотт должен быть отстранен от командования 1-й эскадрой крейсеров"[358]. В Адмиралтействе, несмотря на все требования Бересфорда, ограничились лишь небольшим посланием в адрес Перси Скотта, в котором довольно мягко его "пожурили". Бересфорду было сообщено, что младший флагман получил письменное взыскание. На этом все закончилось. Администрация Фишера совершенно определенно стала на сторону контр-адмирала Скотта.»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«Выше уже говорилось о том, какое неблагоприятное впечатление в Англии в целом, и на Фишера в частности, произвело участие германских угольщиков в обеспечении перехода эскадры Рожественского в Тихий океан. 22 октября 1904 г., во время инцидента у Доггер-банки, нервы у всех в германском Адмиралтействе и внешнеполитическом ведомстве были взвинчены не в меньшей степени, чем у русских моряков, паливших из орудий по рыбацким судам. Последовавшие за этим неистовая реакция британского общественного мнения и балансирование в течение 10 дней на грани войны между Англией и Россией добавили страхов в Берлине. К тому времени в Англии были убеждены, что за спиной России стоит Германия и именно этим объясняется агрессивность и самоуверенность русских.»

Отрывок из книги: Дмитрий Витальевич Лихарев. «Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота.» Дальневосточный федеральный университет, 1993. iBooks.
Этот материал может быть защищен авторским правом.

«германских отношений все чаще начинает встречаться термин "Копенгаген", означавший для немцев начала XX века нечто большее, чем просто название датской столицы. Это слово одновременно означало событие прошлого и страх настоящего, страх, что в один прекрасный день, примерно такой же, как тот апрельский день 1801 г., когда эскадра Нельсона появилась на рейде Копенгагена, британский флот появится у Вильгельмсгафена и Киля и без предупреждения атакует прекрасные новенькие корабли императорского флота. Германские линейные корабли, беззащитные и захваченные врасплох на якорных стоянках, превратятся в дымящиеся груды металлолома и вместе с ними весь политический вес Германии в мире, ее претензии и надежды будут сокрушены одним ударом и похоронены навсегда. А уничтожение датского флота Нельсоном без объявления войны и бомбардировка Копенгагена разве не являются неопровержимым подтверждением британского коварства и жестокости, только прикрытых маской цивилизованности? И кто может наверняка знать, в какой момент эта маска будет отброшена снова! Поступательное развитие германского военного флота, как и вся "мировая политика" Германии оказались подвешенными на тонкой нити, которая в любой момент могла быть перерублена неотвратимым безжалостным ударом. "Английская угроза" ощущалась немцам всё явственнее. "Копенгаген-комплекс", возникнув как призрак в 1904 г., прочно занял позиции на заднем плане англо-германских отношений и сохранял их на протяжении 10 лет вплоть до[…]»

От Сергей
К Сергей (19.04.2013 20:07:38)
Дата 21.04.2013 12:32:50

ссылка

http://flibusta.net/b/269601