От
|
2503
|
К
|
All
|
Дата
|
17.10.2010 23:29:49
|
Рубрики
|
Современность; Матчасть;
|
к теме "Булава"/"Барк"
О том, что же реально произошло и в чем причина неудач в ходе испытаний комплекса Д-19УТТХ, поделился генеральный директор и генеральный конструктор ГРЦ (с 1999 г.) В. Г. Дегтярь: «Во время первого пуска у нас отработала первая ступень машины, успешно прошло ее отделение, включился второй двигатель, прошла расстыковка с третьей ступенью и включение третьего маршевого двигателя. Но дело в том, что на ракете установлен так называемый АРСС - амортизационная ракетно-стартовая система. Это как бы своеобразный «колпак» на ракете, на гранях которого она висит в шахте. Помимо этого, АРСС защищает ракетную шахту от попадания туда воды в момент открытия крышки пусковой установки. Устройство выдерживает давление воды на глубинах до 150 метров, весит около 5 тонн и на определенной высоте должно отстреливаться. Так вот, во время первого пуска этот «колпак» не отделился и машина тащила его аж до Карского моря, где самоликвидировалась.
В ходе второго пуска было значительно превышено расчетное значение вибраций, воздействующих на гироплатформу комплекса командных приборов. Это исключительно конструкторская ошибка. В результате нам пришлось доработать систему амортизации. Во время третьего пуска платформа работала без замечаний. Но нас подвела система съема АРСС.
Для того чтобы АРСС успешно отделился от ракеты, мы подаем под «колпак» газы двигателей съема. Так вот, устройства, по которым под «колпак» подается газ, на концах оснащены специальными дросселирующими молибденовыми шайбами. Как потом оказалось, шайбы не были установлены и патрубки, не рассчитанные на столь высокие температуры, «разошлись» на диаметр, превышающий допустимый. В результате под «колпак» поступило большее, чем необходимо, количество разогретого газа, сгорела система управления ракеты. Но даже несмотря на это, согласно программе действия в аварийной ситуации, система управления разделила ракету на ступени и они самоликвидировались. Мы нашли отстрелившийся АРСС и установили причину аварии. Провели разбор, устранили недостатки и, главное, доказали государственной комиссии, что неполадок больше нет. Все разобрались, согласились с нашими доводами, но решение было однозначным - работы по «Барку» прекратить».
Тем не менее ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева» отстранили от дальнейших работ по ракетным комплексам для подводных лодок проектов 941 и 955. В 1998 году Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом, тогда же решением правительства создание РК Д-19УТТХ было прекращено, переоборудование одного ракетоносца приостановлено. Создание комплекса с твердотопливной ракетой, оснащенной РГЧ («Булава-30»), для подводных лодок проекта 955 было поручено Московскому институту теплотехники, никогда ранее не занимавшемуся морской тематикой.
На наш взгляд, в принципе нет оснований прекращать разработку ракетного комплекса после первых трех аварийных пусков, как это имело место в процессе летных испытаний ракеты комплекса Д-19УТТХ. История полигонных испытаний знает много примеров их успешного завершения после того, как из первых десяти пусков аварийными оказывались больше половины. Но нужно вспомнить время (1998-1999 гг.) и условия, в которых принималось решение об остановке работ по комплексу. В 1998 году - в результате одного дефолта и двух секвестров - на разработки и закупки вооружения МСЯС выделили всего одну десятую часть от и без того мизерного плана.
К 1997 году из боевого состава флота были выведены еще три из шести подводных крейсеров проекта 941, а головной корабль к тому времени уже около 10 лет стоял на переоборудовании.
Необходимо также иметь в виду, что стоимость ракет с новыми рецептурами твердых топлив и современными материалами в значительной мере зависит от их массы. По нашему мнению, именно поэтому, а не из-за трех аварийных пусков в конечном итоге и был сделан выбор в пользу БРПЛ, которая почти в три раза легче ракеты комплекса Д-19УТТХ (для нее подлодка проекта 955 получилась в два раза меньшим водоизмещением) Кроме того, насколько известно, после третьего аварийного пуска разработчикам комплекса (И.И.Величко) по различным причинам не удалось доказать руководству Минобороны, включая ВМФ, а также Совету безопасности что в сложившихся условиях они смогут успешно завершить весь цикл летных испытаний.
Павел Качур РАКЕТЧИКИ ПОДВОДНЫХ ГЛУБИН 2008г.