От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.05.2006 13:29:27 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Подводная лодка, устремленная в будущее

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2006.135.articles.army_02
Мы решительно не согласны с оценкой АПЛ проекта 705 (705К), данной Игорем Дмитриевичем Спасским в своей книге "Первый век подводного флота России". Принимая во внимание то, что оценка исходит от широко известного, уважаемого академика-кораблестроителя, считаем долгом изложить свою точку зрения на этот проект, на его боевые и эксплуатационные возможности и его роль в совершенствовании подводных сил страны.

Атомная подводная лодка проекта 705.
Фото из книги ''Подводные лодки России. 1906-2006''

Мы, командиры подводных лодок и офицеры-подводники, связавшие в прошлом свою судьбу с АПЛ проекта 705 (705К), поверили в эти корабли вместе с нашими экипажами, принимали их от промышленности, осваивали их эксплуатацию и боевое использование, несли на них боевую службу. Мы гордимся тем, что нам довелось служить на этих уникальных и совершенных кораблях XX века.

Идея создания высокоскоростной комплексно-автоматизированной атомной подводной лодки малого водоизмещения с небольшим по численности экипажем, во многих отношениях отличающейся от всех отечественных и зарубежных АПЛ того времени, возникла в СКБ-143 (ныне СПМБМ "Малахит") и была поддержана выдающимися учеными страны - академиками А.П. Александровым, В.А. Трапезниковым, А.Г. Иосифьяном, А.И. Лейпунским, которые стали научными руководителями проекта. Концентрация и поддержка такого мощного научного потенциала обеспечила привлечение к решению научно-технических проблем по кораблю специалистов наивысшей квалификации различного профиля науки и техники.

Идею также поддержали и очень многое сделали для ее реализации главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков и его заместитель по кораблестроению и вооружению П.Г. Котов. В создании корабля приняли активнейшее участие самые передовые институты и КБ страны, в том числе Горьковское ОКБМ, Калужский турбинный завод, ЦАГИ, Институт автоматики и телемеханики АН СССР, ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, Физико-энергетический институт, ВНИИЭМ, ОКБ "Гидропресс", НИИ "Гидромаш" и многие другие предприятия. И в своей книге И.Д. Спасский подтверждает это: "К созданию этой АПЛ, получившей проектный номер 705, были привлечены лучшие научные, проектные и производственные силы". Но далее он пишет: "Появление такой лодки было слабо подготовлено существовавшим уровнем научно-технического плана...". Каким образом при участии и привлечении лучших научных проектных и производственных сил появление такой лодки было слабо подготовлено, да и еще при ведении контроля за работами очень высокими инстанциями? Как нам помнится, ОПК в то время был очень мощным и с точки зрения науки, и с точки зрения проектных и производственных сил. Так что же, они все ошибались, "надевая фрак на человека каменного века"?

Корабль создавался в обстановке острого соперничества с нашим вероятным противником. Задачу догнать его по числу кораблей не ставили - это было нереально. Поэтому естественным стало стремление не догонять и не повторять Америку, а находить необычные, "прорывные" технические решения, создавать образцы техники с очень высокими параметрами, опирающиеся даже не на существующие достижения науки и техники, а на ожидаемые в определенной перспективе. В разработку нового проекта был заложен принцип пересмотра многих концепций и традиционных решений.

В итоге основными принципами и решениями, определившими технический облик и боевые возможности этого корабля, стали:

- ориентация на создание АПЛ малого водоизмещения, обеспечивающая кораблю недостижимые и сегодня скоростные и маневренные качества;

- комплексная автоматизация всех боевых и технических средств корабля;

- резкое сокращение численности личного состава АПЛ по сравнению с отечественными и зарубежными подводными кораблями;

- создание отсека-убежища, ограниченного сферическими переборками, рассчитанными на полную глубину погружения ПЛ, и сосредоточение в нем всех служебных, жилых и бытовых помещений, что позволило создать целостную концепцию спасения экипажа, который мог в случае гибели корабля перейти из отсека-убежища во всплывающую камеру и подняться на поверхность с предельной глубины погружения. Это решение до сих пор не реализовано ни на одном из последующих проектов ПЛ;

- централизация и сосредоточение управления всеми боевыми и техническими средствами корабля (пультов управления) в одном помещении - главном командном пункте, размещенном в отсеке-убежище. Аналогов этому решению не было тогда и нет до сих пор;

- резкое сокращение управляемых органов и контролируемых параметров при максимальном упрощении всех корабельных систем и устройств;

- создание радиоэлектронного вооружения в виде укрупненных комплексов, сформированных из стандартных стоек единого типа;

- исключение (впервые в отечественной практике) жесткой механической связи между перьями кормовых рулей, позволившее создать систему, обеспечившую автоматическое программное управление кораблем на всех скоростях хода;

- создание нового противолодочного оружия: ракеты "Вьюга" и подводной ракеты "Шквал" (которая до сих пор не имеет аналогов в мировой практике), а также создание нового торпедного оружия с электрическим вводом команд, определяющих движение торпед к цели.

Для АПЛ была создана паротурбинная установка ОК-7, в которой удельные показатели отечественных ПТУ были улучшены в 2-3 раза. По сопоставимым характеристикам ОК-7 превосходила зарубежные установки в еще большей степени. Боевая информационно-управляющая система "Аккорд" стала на этом корабле средством, отвечающим современным условиям ведения боя, резко повысив быстроту решения боевых задач. Она впервые осуществляла обработку информации от гидроакустического и навигационного комплексов, от перископа и РЛС, определяла элементы движения трех целей и пеленг по дополнительным целям с индикацией на пульте командира, вырабатывала рекомендации по использованию оружия, автоматически вводила данные в торпеды и ракеты, решала навигационные задачи, вырабатывала рекомендации по боевому маневрированию одиночной ПЛ и по управлению группы ПЛ, обеспечивала выполнение боевых тренировок в море и в базе. Система "Аккорд", по существу, стала первой ступенью к созданию интегрированных боевых систем управления.

Подводные лодки проекта 705 (705К), несмотря на свою новизну и необычность, показали себя боеспособными кораблями и вполне надежными в эксплуатации. Весь период эксплуатации корабли находились в строю в постоянной готовности к использованию по прямому назначению (не менее 80%), поэтому участвовали почти во всех учениях и маневрах ВМФ на Атлантическом театре. Они показали свою высокую эффективность: каждая из них имела на боевой службе от одного до нескольких контактов с иностранными ПЛ. АПЛ проекта 705 были для своего времени достаточно малошумными и, имея высокие маневренные характеристики, получали определенные преимущества перед иностранными подводными лодками. АПЛ несли боевую службу также и подо льдами Арктики. Все это позволило соединению АПЛ проекта 705 (705К) уже в 1983 г. стать лучшим соединением в ВМФ.

Положительными свойствами этого проекта по отношению к другим АПЛ являлись:

- высокая готовность к выходу в море в связи с большой скоростью ввода ГЭУ и возможностью быстрого рассредоточения для вывода корабля из-под удара в базе (лучший результат - за 1 час вводится ГЭУ и корабль самостоятельно выходит в точку рассредоточения, тогда как ПЛ с водо-водяным реактором на ввод ГЭУ необходимо 4 часа);

- большая скорость подводного хода, дающая возможность быстрого развертывания в районы боевого предназначения (АПЛ проекта 705 была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокоскоростная подводная лодка в мире);

- высокая маневренность, которая в совокупности с большой скоростью хода (максимальная скорость набиралась в течение одной минуты) позволяла уходить от противолодочных торпед, находившихся как тогда, так и сейчас на вооружении вероятного противника. Кроме того, высокая маневренность позволяла осуществлять длительное слежение за иностранными ПЛ;

- идеальные обводы корпуса и разрезные баллеры рулей обеспечивали ПЛ способность разворачиваться почти "на пятке" с большой скоростью. При взаимном слежении подводных лодок в дуэльной ситуации это не давало противнику возможности войти в кормовые курсовые углы АПЛ проекта 705, где противник теряется как цель и откуда можно было получить скрытный удар торпедами;

- меньшее водоизмещение (в 4 и более раз, чем у АПЛ 3-го поколения), а следовательно и малая отражающая поверхность корабля, обеспечивали значительное снижение отраженного гидроакустического сигнала;

- величина магнитного поля титанового корпуса корабля недостижима для ПЛ со стальными корпусами.

Установленные на АПЛ проекта 705 (705К) реакторы с жидко-металлическим теплоносителем (ЖМТ) имеют перед водо-водяными реакторами ряд существенных преимуществ, которые обусловливаются как физическими свойствами теплоносителя, так и возможностями конструктивного исполнения:

- высокая ядерная безопасность, обеспечиваемая как физическими свойствами активной зоны, так и теплотехническими качествами теплоносителя;

- термодинамическая надежность реакторной установки из-за невозможности "теплового" взрыва реактора в различных аварийных ситуациях, в том числе и при обесточивании установки, приводящем к потере управления системами реактора;

- маневренные характеристики реакторной установки с ЖМТ (время ввода, скорость изменения мощности) значительно превосходят указанные показатели для водо-водяных реакторов;

- низкое давление рабочей среды в первом контуре потенциально обеспечивало его конструктивную надежность, простоту и надежность соединений;

- при затоплении АПЛ (боевое повреждение, катастрофа) установка с ЖМТ экологически была более безопасна за счет "замораживания" теплоносителя.

Следует отметить и то, что комплексная автоматизация процессов управления кораблем, оружием и ГЭУ была эффективной и надежной (фактический ресурс автоматики ОКС и ГЭУ на всех кораблях был превышен более чем в 2 раза).

В чем мы с уважаемым Игорем Дмитриевичем солидарны, так это в слабой подготовке инфраструктуры берегового обеспечения. Механизмы общекорабельных систем (ОКС) и ГЭУ работали по 24 часа в сутки и в море, и в базе. Это и явилось первопричиной непродолжительной эксплуатации кораблей проекта 705 (705К). И, извините, "фрак" здесь ни при чем. За годы существования соединения АПЛ проекта 705 (705К) в ходе борьбы за живучесть кораблей не было потеряно ни одного человека, даже при аварии первого контура реактора на АПЛ К-123 11 апреля 1982 г.

Безусловно, поставленная перед страной задача была нелегкой, для ее решения требовалось порой крайнее напряжение сил всех участников создания этих кораблей: конструкторов, ученых, строителей, флотских экипажей и технических служб, принявших их в эксплуатацию. Но нет пророка в родном Отечестве! Нашу оценку этого корабля разделяют американские подводники. Норман Полмер и К. Джи Мур в книге "Холодная война подводных лодок" пишут: "Проект 705 (Alfa) - наиболее выдающаяся подводная лодка XX века. Появление проекта 705 вызвало шок в военно-морских кругах Запада. Мы модернизировали свои торпеды Мк48 с целью увеличения скорости хода и глубины погружения до величин, превышающих достигнутые на этих исключительных подводных лодках" (Вгаззеу8 Jnc Washhington D/C, 2004 г.).

Атомоходы проекта 705 (705К) подготовили хороший плацдарм для наступления в будущем. Ошибкой было не создание АПЛ проекта 705 (705К), а разрушение направления развития подводных сил страны, начавшегося с этого корабля. Недопустимой ошибкой явилось решение о прекращении боевого использования этих кораблей, лишившее ВМФ оперативных возможностей на океанских направлениях. В итоге создания АПЛ проекта 705 (705К) получен опыт решения стратегической государственной задачи, организации активного творческого процесса в масштабе страны. Приобретен опыт сосредоточения усилий и воли многих научных, конструкторских, производственных и флотских коллективов на достижение результата революционного уровня сложности и новизны, опыт переориентации производственных и научных программ на новые, многократно усложненные задачи.

В стране были созданы подводные лодки, которые по сочетанию таких ТТХ, как скорость хода, маневренность, численность экипажа и средства спасения экипажа с предельной глубины погружения, не имели и не имеют себе равных среди отечественных и зарубежных ПЛ.

Мы, моряки-подводники, оцениваем этот корабль как выдающееся достижение отечественного подводного кораблестроения, устремленное в будущее. Минимальный экипаж (всего 35 человек), без матросов, эксплуатировал АПЛ практически с теми же боевыми возможностями, что и атомные лодки проектов 671, 671РТ, 671РТМ (экономию для государства еще надо посчитать!). Это были мужественные люди, очень грамотные, подготовленные специалисты-подводники. Они своими знаниями, упорством и трудом заставили плавать это чудо техники XX века. Им нужно поклониться и сказать большое спасибо за их преданность подводному флоту.


Командующий 1-й флотилией АПЛ Северного флота вице-адмирал В.Т. ПРУСАКОВ,
заместитель командира 6-й дивизии АПЛ СФ контр-адмирал А.С. БОГАТЫРЕВ,
начальник штаба 6-й дивизии АПЛ СФ капитан 1-го ранга П.М. МАРГУЛИС,
председатель госкомиссии по приемке АПЛ К-64, К-316 (проект 705)
Герой Социалистического Труда капитан 1-го ранга В.П. РЫКОВ,
начальник электромеханической службы 6-й дивизии АПЛ капитан 1-го ранга В.А. ДОЛГОВ,
командир АПЛ К-316 (проект 705) капитан 1-го ранга А.Ф. ЗАГРЯДСКИЙ,
командир АПЛ К-493 (проект 705К) капитан 1-го ранга Б.Г. КОЛЯДА,
командир АПЛ К-432 (проект 705К) капитан 1-го ранга Г.Д. БАРАНОВ,
командир АПЛ К-123 (проект 705К) капитан 1-го ранга В.Д. ГАЙДУК,
командир 537-го экипажа (проект 705К) капитан 1-го ранга В.Т. БУЛГАКОВ





Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100