http://www.battleships.spb.ru/0293/history.html
Рука об руку с кораблями типа “Полтава” сражались “Пересвет” и “Победа”, также затопленные в Порт-Артуре в конце осады. Третий “систершип” - “Ослябя” - начало войны застало в Красном море по пути на Дальний Восток. Броненосцу пришлось вернуться, а затем снова отправиться на войну в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. Увы, слабое бронирование плохо приспособленного для эскадренного боя корабля вкупе с существенной перегрузкой сыграло роковую роль: “Ослябя” пошел ко дну уже через 45 минут после начала сражения, возглавив скорбный список жертв цусимской трагедии.
Доставшиеся японцам затопленные во внутренней гавани Порт-Артура броненосцы впоследствии были подняты, отремонтированы и введены в строй. “Полтаву” переименовали в “Танго”, “Пересвет” и “Победу” - соответственно в “Сагами” и “Суво”. Эти корабли активно использовались японцами в 1914 году в ходе осады и захвата Циндао - германской крепости в Китае. В 1916 году “Сагами” и “Танго” вместе с бывшим “Варягом” были проданы России и вновь подняли Андреевский флаг. Первому вернули имя “Пересвет” (правда, при этом переклассифицировали в крейсер), а второй стал “Чесмой”, так как название “Полтава” уже носил новый линкор Балтфлота. Увы, и здесь злой рок продолжал преследовать многострадальные корабли: по пути из Владивостока в Мурманск при выходе из Суэцкого канала “Пересвет” взорвался и затонул. По всей вероятности, причиной стала мина, поставленная немецкой подлодкой, хотя не исключается и возможность диверсии. “Чесма” вместе с силами союзников действовала на Средиземном море, затем достигла Мурманска и в 1924 году, формально успев побывать в составе советского флота, была сдана на слом. Но наибольшим долгожителем из бывших броненосцев-балтийцев оказалась “Победа” - “Суво”; даже разоруженная во Вашингтонскому соглашению, она продолжала использоваться в качестве блокшива в японском порту Куре до 1946 года, после чего была разобрана на металл.
(Статья С.Балакина из журнала "Моделист-Конструктор")