>В тот день, 10 августа 1985 года, на атомоходе К-431 из 4-й флотилии подводных лодок проводилась операция по перезарядке активных зон энергической установки. После нее выяснилось, что реактор потерял герметичность. Для устранения производственного ляпа пришлось опять поднимать 12-тонную крышку. Начальник перегрузочной команды, боясь выволочки от начальства, решил действовать втихую. Чтобы не привлекать лишнего внимания, ремонт был назначен на субботний день.
При проверке 1 к. на герметичность была обнаружена течь 1 контура по крышке ЯР. После демонтажа нажимного фланца, был обнаружен вдавленный огарок электрода в самоуплотняющуюся клиновую красномедную прокладку. Несмотря на то, что непосредственная причина течи была обнаружена, было принято решение на дальнейший демонтаж крышки ЯР.
>Как раз в то время, когда кран, размещенный на плавучей мастерской, начал тянуть тросом крышку, по бухте неожиданно пронесся катер-торпедолов (потом прокуратура установит, что несколько офицеров двинулись без разрешения дежурного по базе на рыбалку – так появилось еще одно обстоятельство, приведшее к катастрофе). Было 11 часов 55 минут. На волне плавмастерская качнулась – и крышку, а с ней компенсирующую решетку реактора выдернуло "на высоту выше расчетной технологии". Мгновенно началась самопроизвольная цепная реакция…
Ничего не слышал насчет "Ужасной" волны поднятой "гигантским" торпедоловом, но известно, что к этому момену уже была восстановлена (сварена)стенка АВ, что не позволило установить по штатному упор компенсирующей решетки. Его закрепили с помощью стального тросика. Из-за перекоса упора, шток компенсирующей решетки защемился в крышке ЯР. При подъеме крышке (защемленная КР поднималась вместе с ней) первоначально выбиралась слабина тросика. Затем тросик порвался и КР вместе с крышкой ЯР подскочила наверх. (Упор КР уже ничем не держался же.) При подъеме КР выше критического положения началась самопроизвольная цепая реакция деления, которая привела к мгновенному вскипанию теплоносителя, тепловому взрыву и выбросу крышки ЯР с раскаленными элементами а.з. за пределы реакторного отсека.
>Автор дневниковых записей, которые мы приводим ниже, – офицер ВМФ, в то время служил на Тихоокеанском флоте "химиком" на атомной подводной лодке. ...........Он и сейчас продолжает служить, поэтому попросил свое имя не называть. За разглашение подобных секретов и сегодня, 20 лет спустя, карают жестоко.
Эту аварию уже по-моему в школах проходят, как делать нельзя.