3 апреля 1942 года подводная лодка «Щ-421» указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом Красного Знамени. В момент награждения орденом подводная лодка «Щ-421» находилась в боевом походе в районе Нордкапа под командованием капитан-лейтенанта Ф. А. Видяева.
8 апреля 1942 года в 20.58 на глубине 15 метров подорвалась на противолодочной антенной мине, выставленной немецким минным заградителем «Ульм» в 8 милях к северу от мыса Нордкап, занятого противником. Взрывом мины оторвало оба гребных винта, сорвало верхнюю крышку кормового люка, сдвинуло с места радиопередатчик, разбило всю корму. Лодка потеряла ход и возможность погружаться, в седьмой отсек стала поступать вода.
Под руководством ст. 1 ст. К.Н. Дряпикова краснофлотцы И.А. Жаворонков, П.И. Февралев, В.С. Кочура, А.П. Новиков и П.Н. Сизмин, задраив переборочную дверь между шестым и седьмым отсеком, изолировали свой отсек и повели борьбу за живучесть корабля. Команде удалось заделать пробоины и остановить поступление воды, по сути, чем спасли весь экипаж. Минеры привязали подрывные патроны к зарядным отделениям запасных торпед, чтобы в случае опасности пленения взорвать корабль. Чтобы подлодку не снесло к берегу противника, по предложению помощника командира капитан-лейтенанта А. М. Каутского из двух брезентовых чехлов от дизелей был сшит парус и поднят на перископе. При появлении самолётов парус опускался. Командир капитан-лейтенант Ф. А. Видяев доложил о ситуации на базу и запросил помощи. На спасение были направлены подводные лодки К-2 и К-22. 9 апреля в 11 часов утра К-22 (командир капитан 2 ранга В. Н. Котельников) не без труда в условиях ограниченной видимости обнаружила аварийную лодку. Было решено отбуксировать «Щ-421» на базу. Из-за сильного волнения моря ни буксировочные тросы, ни даже якорная цепь, не выдерживали нагрузки и рвались при попытках начать буксировку. После появления торпедных катеров противника, экипаж Щ-421, в количестве 43 человек, включая командира дивизиона И. А. Колышкина, был эвакуирован, а сама лодка потоплена торпедой К-22.
Капитан-лейтенант Ф. А. Видяев после возвращения на базу был назначен командиром подводной лодки Щ-422.
Щ-421 стала единственной подводной лодкой, которая не успела поднять присвоенный ей Краснознамённый флаг.
При возвращении в базу 10 апреля 1942, К-22 шла под двумя флагами, и дала сначала свой позывной, затем позывной Щ-421. При этом она следовала положению Корабельного устава, которое гласит, что корабль состоит из матчасти, личного состава и флага. А значит, если матчасть потеряна, но личный состав и флаг целы, корабль есть.
С уважением, serg
Re: На ПЛ... - alexku6927.10.2021 18:55:09 (117, 74 b)