- Я более чем доволен. А что касается сложнейшей работы, которую мы выполнили в Гремихе, то просто горжусь нашими сотрудниками, - подвел на встрече с журналистами итоги уходящего года директор СЗЦ «СевРАО» - филиала ФГУП «РосРАО» Валерий Пантелеев.
Это предприятие, как известно, создано для обеспечения утилизации атомных подводных лодок, обращения с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом и реабилитации радиационно опасных объектов в северном регионе России. В его ведении находятся три отделения - бывшие береговые технические базы ВМФ в губе Андреева и поселке Гремиха, а также пункт длительного хранения реакторных отсеков в Сайда-губе.
Что же сделано на объектах в этом году? В губе Андреева, как отметил Валерий Пантелеев, велась привычная работа с твердыми радиоактивными отходами (ТРО). Их разбирали и укомплектовывали для последующей перевозки на Сайду, где заканчивается строительство комплекса для их кондиционирования (попросту говоря, уменьшения объема разными способами).
В Сайде задачи стояли сложнее. В июле прошлого года туда с территории «Атомфлота» была доставлена плавтехбаза «Володарский», на которой сосредоточено значительное количество ТРО. Необходимо было выгрузить их на площадку для дальнейшей переработки на упомянутом комплексе после его ввода в эксплуатацию. А само судно, которому без малого сто лет, разрезать. От него должны были остаться две упаковки с ТРО, которые сейчас не подлежат выгрузке по причине высокой активности.
- Задача нами выполнена. Угроза затопления судна, которое находилось на плаву в черте Мурманска, устранена, - сообщил директор «СевРАО».
Оставшимся от «Володарского» упаковкам предстоит простоять на штатных местах в Сайда-губе лет эдак семьдесят, когда за счет естественного распада радиационный фон в них снизится настолько, что металл можно будет разделать, как обычный лом. В пункте хранения, рассчитанном на 120 отсеков с атомными реакторами субмарин, уже заполнено около 70 мест.
- Это важная работа. Еще шесть-семь лет назад все эти блоки, где находятся корпуса реакторов, находились на плаву. И была хоть и маленькая, но угроза их затопления или отрыва от причала и выноса в Кольский залив, - добавил Пантелеев.
Впрочем, на плаву остается еще несколько десятков блоков. Так что работа будет продолжена в последующие годы. Что же касается года уходящего, то, по мнению директора, самые серьезные задачи решались все-таки в Гремихе.
Четыре-пять лет назад там из аварийного реактора с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) вынули активную зону. Работа была уникальная, и за нее 25 человек получили государственные награды. Но, наверное, не менее сложно было разобрать то, что вынули. Именно эта работа и была проведена в нынешнем году и закончена 28 ноября.
- Было очень тяжело, поскольку уровень радиационного воздействия был просто огромным, - рассказал Валерий Пантелеев. - Главная задача состояла в том, чтобы провести работы безопасно. Мы рассчитывали, что справимся за полтора-два месяца, но столкнулись с огромными проблемами, о которых даже не предполагали. И работа затянулась на полгода. Сразу скажу, что все было сделано, переоблучения персонала не было, как и аварийных ситуаций.
Более того, по словам директора, специалистами его предприятия приобретен неоценимый опыт. Ведь возле Новой Земли на глубине 30 метров лежит затопленная атомная подводная лодка «К-27» (напомню, она получила на флоте прозвище «Нагасаки») с двумя такими же реакторами на борту. Теперь в «СевРАО» знают точно, что, когда лодка будет поднята и доставлена к ним на утилизацию, все необходимые работы можно будет выполнить.
Активных зон с ЖМТ в Гремихе остается еще восемь штук. Да одну должны доставить из Соснового Бора. Она является наземным прототипом тех, что установлены на субмаринах. Чтобы не подвергать излишнему облучению людей, разбирать подобные сборки планируется по одной в год. Так что работы хватит на девять лет. А там, глядишь, и «К-27» поднимут. Подобные экспедиции уже планировались, однако все упиралось в финансы. Но это уже вопрос не к «СевРАО».
А вот о финансах самого филиала речь во время пресс-конференции зашла. Валерий Пантелеев не стал называть конкретные цифры, но сообщил следующее:
- Пока уменьшения финансирования у нас нет. На следующий год сумма должна быть увеличена на коэффициент дефлятора.
Прозвучал вопрос о помощи зарубежных доноров. А она весьма значительна. Только Германия начиная с 2005 года вложила в строительство объектов в Сайда-губе порядка 600 миллионов евро. Весом и вклад других зарубежных стран. Изменилось ли что-то в связи со сложной политической ситуацией, сложившейся в последнее время в мире?
- На наших контрактах она не сказалась, - ответил Валерий Пантелеев. - Более того, с Норвегией, например, даже идет активизация сотрудничества. Продолжается оно и с Германией, Италией, Европейским банком реконструкции и развития. Как говорится, политика политикой, а работа работой.