В Викепендии написано-
ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации,
НО НЕ ЯВЛЯВШЕГОСЯ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В ЮРИДИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ.
Что подпишет Россия, вступив в ВТО? http://saint-juste.narod.ru/WTO.html
• После того, как Россия вступит в ВТО, право ВТО станет выше российских законов — притом что ВТО не является организацией ООН и не признает трудовое и природоохранное законодательство ООН. Россия передаст ВТО свое право суверенного государства регулировать экономику. Законы ВТО написаны и пролоббированы в интересах крупных западных корпораций, которые хотят сохранить свои монополии, патенты, доступ к дешевому сырью и дешевой рабочей силе, открыть себе для доступа рынки стран-должников, сократить или вовсе отменить государственное регулирование, приватизировать все государственные предприятия (в том числе «Газпром»), банки, приватизировать «общественные блага» (образование, здравоохранение, транспорт, энергоснабжение, водоснабжение, объекты культуры), навязать ГМО, вредные для природы и делающие крестьян зависимыми от корпораций.
• Законы ВТО «отбрасывают лестницу», поднявшись по которой развитые сегодня страны и стали развитыми, а именно: запрещают бедным странам меры протекционизма и патентуют ранее доступные знания и технологии.
• В ВТО «нет дороги назад»: если Россия подпишет какие-либо из соглашений ВТО, стране придется либо соблюдать их, либо платить разорительные штрафы. Нельзя будет сделать частное здравоохранение, образование, ЖКХ, транспорт снова общественными из-за огромных денежных санкций, которые последуют в этом случае.
• В ВТО «дорога только одна!»: ВТО предписывает на законодательном уровне неолиберальную политику, которая проводится в мире начиная с 1970-х годов (приватизация, либерализация, монетарная стабилизация). Неолиберальная теория утверждает, что должны быть сняты все ограничения рыночной деятельности. Переход к неолиберализму от модели «социальной рыночной экономики», существовавший в Европе и в США в 1950-е — 1960-е годы, был осуществлен под давлением корпораций. Первые неолиберальные эксперименты проводились под контролем США в странах Латинской Америки и Азии и лишь затем они были распространены на США и Европу. Население не выбирало неолиберализм, его навязывали народам диктатуры (в Чили, Аргентине, Бразилии, на Филиппинах и т.д.). Мировой опыт показывает, что эта политика приводит к росту бедности и неравенства, упадку сельского хозяйства и промышленности в странах «третьего мира», снижению зарплат, ухудшению природоохранного, социального и трудового законодательства и к разрушению природы[1]. Никакое новое российское правительство не сможет просто изменить курс — оно столкнется с международными экономическими санкциями.
• Корпорации могут через свою страну подавать в Суд ВТО на законы России, если они более жесткие, чем законы ВТО, и противоречат интересам корпораций (о Суде ВТО см. ниже). Это на практике будет означать ухудшение природоохранного, трудового и социального законодательства.
Суд ВТО
У ВТО есть свой Суд (Dispute Settlement Body). Посредством этого органа ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, социальных стандартов и защиты окружающей среды, что ВТО уже и делает. Некоторые правительства и концерны целенаправленно используют угрозу подать на страну в Суд ВТО как оружие — с тем чтобы блокировать регулирование в сфере охраны окружающей среды и здравоохранения[30].
При этом не обвиняющий обязан доказывать вину обвиняемого, а обвиняемый — свою невиновность. Что имеется в виду? Например, ЕС запрещал одно время ввоз на свою территорию ГМО, после чего США (в интересах концернов США) подали на ЕС в Суд ВТО. ЕС был обязан доказать в суде, что ГМО вредны, а не США — что ГМО безвредны. Суд ВТО приговорил ЕС к крупным штрафам. Вскоре Евросоюз сдался, разрешив ввоз ГМО, но предписал их маркировку. Теперь США борются уже за отмену маркировки товаров, содержащих ГМО.
Кстати, ВТО отрицает международно признанную природоохранную норму — превентивное запрещение потребления и использования чего-либо потенциально опасного (товара, вещества, продукта). В 1989 году ЕС запретила обработку мяса гормонами роста и ввоз такого мяса на свою территорию, защищая здоровье потребителей. В 1996 году США и Канада подали на ЕС в суд ВТО, аргументируя свой шаг тем, что вред таких гормонов еще не доказан. ВТО приговорила ЕС к уплате штрафа за все годы запрета: по 117 миллионов американских долларов в год Соединенным Штатам и по 11 миллионов канадских долларов Канаде.
Компания «Гербер» ввозила в Гватемалу детское питание, которое нужно было разводить водой. Однако из-за плохого качества воды, по данным ЮНИСЕФ, ежегодно умирает около 1,5 миллионов детей. Поэтому уже в 1981 году ВОЗ издала «Международный кодекс по продаже продуктов, заменяющих материнское молоко», который включал в себя запрет на идеализацию искусственного детского питания и предписывал наклеивать на упаковки с детским питанием этикетки с информацией о преимуществах материнского молока. В 1988 году в Гватемале был принят соответствующий закон, в результате смертность младенцев значительно снизилась, ООН одобрила путь Гватемалы как образцовый. Однако «Гербер» оказала через США в ВТО давление на Гватемалу, после чего Верховный суд Гватемалы решил, что этот закон распространяется только на детское питание, произведенное внутри страны. А так как «Гербер» импортировала свои товары, продукцию этой фирмы закон перестал затрагивать.
Корпорации добиваются изменения законодательства ВТО, чтобы, как в договоре НАФТА[31], иметь право подавать в суд на страну напрямую, минуя государства. Рассмотрим несколько исков перед Судом Всемирного банка и судом НАФТА.
• В Боливии после приватизации водоснабжения в департаменте Кочабамба концерном «Бехтель» цены взлетели настолько, что люди были вынуждены платить за воду около четверти своего дохода. Население взбунтовалось, и после полугодовой «войны за воду» прогнало концерн. После этого Суд Всемирного банка (International Center for the Settlement of investment disputes, ICSID) приговорил Боливию к выплате «Бехтелю» 25 миллионов долларов, что в три раза больше инвестиций концерна в страну.
• Суд НАФТА принял решение о том, что Мексика должна выплатить американскому концерну «Металкалд» 17 миллионов долларов компенсации за то, что тот хотел устроить рядом с заповедником свалку токсичных отходов, а Мексика это запретила.
• Концерн «Этил» обвинил Канаду перед судом НАФТА в том, что она запретила на своей территории ММТ — токсичную добавку в бензин. Канада испугалась штрафов и отозвала запрет. http://saint-juste.narod.ru/WTO.html