Тренировки ластоногих проходят круглый год
Елена Белкина
Порты, базы атомного флота, нефтеперерабатывающие комплекс, хранилища и транспортные коммуникации могут охранять морские животные. Ученые Мурманского морского биологического института (ММБИ) на экспериментальном полигоне «Красные камни» не только изучают жизнедеятельность ластоногих в природных условиях, но и готовят тюленей к охранной деятельности. На полигоне побывала съемочная группа ГТРК «Мурман».
Студеная вода. Красные камни. Пресно-соленое озеро во время прилива соединяется с морем. Здесь на экспериментальном полигоне Мурманского морского биологического института круглый год проходят тренировки ластоногих. Нерпам, тюленям серым и гренландским обеспечена естественная обстановка. Зайка, Ата, Нора, Тася, Проша - не просто питомцы, отряд особого назначения, подготовленный к борьбе с террористами на любой акватории.
Бывший подводник Роман Кочетков отрабатывает с гренландским тюленем передачу предмета от водолаза тренеру.
У Александра Михайлюка, тоже бывшего военного водолаза, есть свои любимцы - серые тюлени. Он считает, что они зачастую работают не за сладкий рыбный кусок, а просто ради общения. Нет у Александра сомнений, что серые тюлени умнее и разностороннее, чем опоэтизированные столетиями дельфины. Серые тюлени могут обнаружить предметы, поднять их, могут обнаружить пловца и обезвредить его.
За самочувствием животных ученые внимательно следят. Питомцев взвешивают, берут кровь, снимают кардиограмму.
Естественная природная среда помогает ученым ММБИ проводить уникальные электрофизиологические, биоакустические эксперименты. Например, у гренландских и серых тюленей выявлены индивидуальные черты сердечно-сосудистой деятельности в зависимости от особенностей дыхания, физической нагрузки. Это помогает поддерживать работоспособность животных в заданном режиме.
Процесс обучения обоюдный. Тюлень изучает человека, пытается его обхитрить, работать как можно меньше, рыбы получить как можно больше. В состязании кто кого, как правило, побеждает тренер, но при этом ученые подчеркивают - болевые методы применять нельзя.
24.05.2006 11:03 http://murman.rfn.ru/rnews.html?id=13995
И сегодня мурманские ученые продолжают подготовку морских животных в военных целях. Они могут патрулирование акватории, осматривать корпуса подводных лодок и
и атаковать вражеских аквалангистов.
Американцы впервые применили боевые «биотехнические системы» во время вьетнамской войны для охраны от аквалангистов военно-морской базы в Камрани. Это были дельфины.
В операциях ВМС США в Персидском заливе участвовали уже не только дельфины, но и
дрессированные морские львы. В Советском Союзе тоже проводились научно-экспериментальные исследования по этой теме. Теперь Минобороны эти работы не финансирует, и с 1994 года Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН обучает морских млекопитающих выполнению специальных задач за счет Минобрнауки, собственных средств и посильной помощи Северного флота. Благодаря всему этому можно видеть результаты 20-летней работы по подготовке боевых тюленей.
В Арктических водах, где вода зимой остывает до 1,7 градуса ниже нуля, а температура воздуха минус 30, климат дельфинам не подходит. Поэтому для службы в качестве биотехнических систем выбирают только аборигенов. Мурманские специалисты исследовали возможности приручения большинства местных обитателей из ластоногих, а также белух. Подобные эксперименты проводились впервые в мире. Если в США тренировали ушастых тюленей – морских львов и котиков, то российские ученые работали с представителями семейства настоящие тюлени. Человеку в местных суровых условиях работать под водой тяжело, да и в эффективности он уступает ластоногим.
На первом этапе специалистам мурманского морского биологического института пришлось выяснять, как содержать животных, обучать, использовать. Был создан плавучий комплекс, который мог эксплуатироваться не только в бухтах, но и в Баренцевом море. В этот период изучались возможности использования различных морских млекопитающих – доставленных с Черного моря афалин, белух, тихоокеанских морских котиков и сивучей, местных жителей – серых и гренландских тюленей, кольчатой нерпы, морского зайца и тюленя-хохлача. Оказалось, что арктические тюлени превосходят сивучей в надежности и скорости выполнения команд, они не уступают дельфинам южных морей по скорости выработки навыков, необходимых для работы. Огромный плюс тюленя – он может долго находиться на суше.
Животные отрабатывали следующие навыки: обнаружение и маркировка металлических предметов на мелководье, доставка инструмента водолазу, срыв с аквалангиста дыхательного аппарата и доставка его к берегу.
Затем был новый этап работы с животными – подготовка для действий в естественных условиях с выходом в акваторию военно-морской базы. Круглый год в типичных северных условиях ведутся исследования и тренировки. Чтобы тюлень работал в морской акватории, он должен обучиться целому ряду действий, например, должен самостоятельно входить в транспортировочный ящик, следовать за лодкой и влезать в нее по команде тренера. Перемещается он не только по воде, но и должен при необходимости двигаться по палубе судна, а после работы сам возвращаться в вольер.
Главная боевая служба тюленей – патрулирование акватории и осмотр корпуса подводной лодки. При обнаружении постороннего предмета на корпусе он маркирует его специальным буйком. Круг задач «живого оружия» постоянно будет расширяться. На очереди разработка методов охраны атомных судов. Неплохо было бы вернуться к изучению возможностей китообразных – белух, чтобы использовать их природные сонары для обнаружения и идентификации малоразмерных целей. http://www.zoo-news.ru/sea/144-boevye-tjuleni.html